Краткая презентация Адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная программа МБДОУ д/с № 16 «Дюймовочка»
разработана для детей с тяжелыми нарушениями речи, получающих дошкольное
образование в группах компенсирующей направленности.
Возрастные категории детей, на которых ориентирована АОП ДО МБДОУ д/с №
16 «Дюймовочка»:
5-6 лет (старшая группа);
6-7 лет (подготовительная к школе группа).
Используемые Примерные программы
Обязательная часть АОП составлена на основе Федеральной адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает в
себя следующие парциальные методики и программы.
− Нищева Н.В. Парциальная программа «Звуковая культура речи и подготовка к
обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО» (с 3 до 7 лет);
− Ушакова О.С. «Программа развития речи» (реализуется с детьми 3-7 лет);
− Примерная парциальная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет
«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок
финансовой грамотности»;
− Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественноэстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности;
− Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики:
конструирование в детском саду» (реализуется с детьми 3-4 лет);
− Радынова О.П. «Музыкальные шедевры» (реализуется с детьми 3-7 лет).
Все парциальные программы обладают методологическим единством, строятся на
принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и
обеспечивают эмоциональное благополучие и интеллектуальное развитие каждого
ребенка; создают условия для развития личности ребенка, его творческих способностей;
способствуют приобщению детей к общечеловеческим ценностям.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
Ведущая цель взаимодействия –обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение
родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной
педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Виды, направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников
1. Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи – решается с
помощью социально-педагогической диагностики, предполагающей использование
наблюдения, беседы, анкетирования и др.
Беседа – метод получения и корректировки информации на основе общения.
Анкетирование – метод сбора информации путём письменных ответов на
поставленные вопросы, используется педагогами при изучении предпочтений,
ожиданий родителей («Оценка удовлетворенности качеством дошкольного
образования», «Оценка качества питания в ДОО» и пр.).
Консультации. Главная цель – достижение объективного понимания родителями
проблем ребёнка, его личности в целом, определение воспитательной стратегии в
общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного
процесса (организуются индивидуальные консультации по запросу и при
необходимости, а также групповые консультации на родительских собраниях).
2. Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия направлено на
ознакомление родителей с достижениями науки и передовым опытом в области
воспитания дошкольников.
Стенды – наглядная форма предъявления информации. В вестибюлях детского сада
оформлено три постоянно действующих стенда «Информация», «Здоровье малыша»,
«Детская безопасность на дороге», а также стендовая информация оформлена в
родительских уголках во всех группах.
Буклет – издание, отпечатанное на одном листе, может читаться и рассматриваться
без разрезки, раскрываясь ширмообразно («Психолог советует», «Жестокое обращение
с детьми» и др.).
Памятка – структурированный, короткий текст (напоминание), призывающий
родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом
в решении различных образовательных задач.
Благодарственное письмо – обращение с благодарностью за помощь в организации
и проведении каких-либо мероприятий в детском саду, а также за сотрудничество в
воспитании и обучении детей.
Выставки – собрание предметов (рисунков, поделок и др.), расположенных для
обозрения детей и взрослых. Тематические выставки совместных поделок детей и их
родителей, как правило, организуются два раза в год («Осенние дары для поделок и
игры», «Новогодние украшения»). Кроме того, еженедельно в каждой группе
организуются выставки творческих работ воспитанников для демонстрации родителям
достижений детей в области продуктивных видов деятельности.
3. Совместная деятельность.
Акция – действие, предпринимаемое для какой-либо цели (обращение к актуальным
потребностям). Как правило, в детском саду проводится два вида акций: «Безопасные
каникулы» (безопасное поведение пешехода) и благоустройство и озеленение
территории.
Вечера досуга, праздники.
Образование родителей – обогащение знаний, установок и умений, необходимых для
ухода за детьми и их воспитания, выполнения родительских ролей в семье и обществе.
Организуется в форме мастер-класса, семинара, лекции, тренинга (или элементов
тренинговых технологий), системы методических рекомендаций по организации
совместной деятельности с ребенком дома для того, чтобы ликвидировать нарушения
речевого развития